Дорогой мой ученик!
Эпиграфом этой памятки я хотела бы выбрать слова Архимеда:
«Дайте мне точку опоры – и я переверну мир!»
Надеюсь, что многим из вас эта памятка станет той точкой опоры, которая может быть и не перевернет мир, но поможет в подготовке к предмету «Сольфеджио».
Знаю, что многие из вас считают этот предмет сложным, скучным и ненужным. Соглашусь с тем, что сложный. Но сложность эта кроется не в содержании предмета, а в том, что урок проводится лишь раз в неделю. А за эту неделю вы, как правило, успеваете все забыть.
Как же с этим бороться?
Вы все уже привыкли к тому, что я вам задаю объемные домашние задания. И проверяя, оцениваю домашнюю работу отдельной оценкой. И не всегда эта оценка устраивает меня и, тем более, вас. Зачастую, домашнее задание вы делаете накануне вечером, либо второпях перед уроком. И результат, как говорится, на лицо (или скорее в дневник). Я не призываю вас учить только этот предмет днями и ночами. Я предложу вам последовательный план подготовки домашнего задания. Давайте попробуем следовать ему. И я уверена, что это сработает.
Не забывай приготовиться к сольфеджио. Вы помнишь, что для работы на уроке необходимы учебник, «Рабочая тетрадь», нотная тетрадь, творческая тетрадь (если ты ее ведешь), простые карандаши и ластик. О «Рабочей тетради» необходимо позаботится в начале года – купить ее, либо ксерокопировать.
- Приступая к подготовке домашнего задания, внимательно прочти его в своем дневнике. Пропущенный тобою урок не освобождает тебя от подготовки задания. И твоя задача узнать, что задано на следующий урок.
- Начинай готовить домашнее задание на следующий же день после урока.
- Выдели всего 15-20 минут в день для подготовки к сольфеджио, распределив задание на каждый день.
- Прежде всего, сделай задания по новой теме, пока новая информация не вылетела из головы безвозвратно. Чаще всего это касается письменного задания по новой теме.
- Если задано много письменного задания, разбей его на несколько дней. Не поленись, проиграй все то, что ты построил и написал. Это поможет тебе найти ошибки и еще раз услышать то, что мы слушаем, определяем, поем на уроках.
- Научись пользоваться справочным материалом, который есть у тебя в «Рабочей тетради». Там много полезной информации по пройденным ранее и новым темам. Запомни, выучить и вызубрить все просто невозможно, но если ты знаешь, куда подсмотреть – значит, ты на правильном пути.
- Работай у инструмента, если номер задан для сольфеджирования. Проиграй его несколько раз со счетом, не забудь про ключевые знаки. Затем, можешь, проигрывая, петь. И на последнем этапе надо спеть номер без инструмента, помогая себе дирижерским жестом.
- Самым трудным заданием я считаю работу над двухголосием. Здесь следуй пункту 7. Но работа, как понимаешь, удваивается. Надо уделить время для обоих голосов. Убедившись, что запомнил мелодическую линию и гармоническое звучание двух голосов, пробуй петь один из голосов, а другой играть.
- Выучи номер наизусть дня за два до урока. В оставшиеся дни тебе останется только повторять его. Не забудь, что все номера нужно петь с дирижированием.
- Накануне тебе остается только все повторить и приготовить все принадлежности для следующего урока. Будет обидно, если ты потратишь время и усилия для подготовки, а тетради с заданиями забудешь дома.
Когда вы увидите, что ваши труды оценены на «5», то поменяется и ваше отношение к предмету «Сольфеджио». Он станет для вас интересным и полезным.
И помни! Терпение и труд все перетрут! И даже такой «трудный» предмет как «Сольфеджио».
Уважаемые родители юных музыкантов!
Вступлением к этой памятки я хотела бы выбрать следующую фразу:
«Не надо быть математиком, чтобы проверить задание по математике у своего ребенка»
Каждый взрослый родом из детства.И зачастую, не реализовав свои планы, Вы хотите исправить свои ошибки на своих детях. Бросив в детстве музыкальную школу, Вы много раз жалели об этом. И, наверняка, искали причину этому. Я не ошибусь, если предположу, что одной из этих причин был урок сольфеджио. Конечно же, это относится не ко всем родителям. Кто-то удачно прошел курс музыкальной школы, кто-то вообще не обучался музыке. Но общаясь друг с другом, Вы обсуждаете трудность этого предмета. И зачастую, опускаете руки, так как считаете, что ничем не можете помочь своему ребенку. Ваши аргументы — «У меня нет слуха», «А я не владею нотной грамотой», «Не понимаю, что вы там на уроках делаете», «Для меня это китайская грамота». Как ни странно, но в Вашей ситуации это не главное. От Вас потребуется лишь следить за выполнение домашнего задания и подготовкой к следующему уроку. Ваша настойчивость и контроль сделают свое дело.
В начале учебного года проверьте, все ли учебные пособия приобретены или отпечатаны. Если нет, помогите ребенку приобрести необходимое.
- Собираясь на урок сольфеджио, попросите ребенка проверит портфель – все ли он взяли к уроку (учебник, нотная тетрадь, «Рабочая тетрадь», дневник, простой карандаш, ластик). Проверьте, не закончилась ли у него тетрадь, подточены ли простые карандаши. Ваша забота поможет ему чувствовать себя на уроке комфортно.
- Интересуйтесь, как прошел урок? Что делали? Что задали? Все ли было понятно? Проверьте дневник и домашнее задание в нем. Просмотрите классную работу в тетради. Если у Вашего ребенка отсутствуют оценки и подпись, значит — урок пропущен. Реагируйте на это!
- Прочтите «Памятку ученика». Помогите ребенку организовать свою домашнюю подготовку к предмету. Распределите задание на неделю. И не забывайте контролировать его. Даже если для Вас что-то не понятно, сделайте вид, что разбираетесь и в этом.
- Накануне урока попросите показать Вам полностью выполненное задание – письменное, устное, творческое. Сверьтесь еще раз с заданием в дневнике.
Эти несложные алгоритмы помогут Вам не только в подготовке к предмету «Сольфеджио». Они приучат Ваших детей к аккуратности и рациональности в подготовке к любому другому предмету. Заложив фундамент в начальной школе, Вы забудете о «трудностях» предмета в последующие годы обучения.
И лучшей наградой за Вашу заботу будут успехи Вашего ребенка!